Tanrının və tarixin sevdiyi şəxsiyyət

Heydər Əliyev Fondu

Heydər Əliyev Mərkəzi

Yeniləşən məktəblər

Yeniləşən məktəblər

Yeniləşən məktəblər

Yeniləşən məktəblər

Cenub mirvarisi

1905.az

Azərbaycan Respublikası məktəbliləri üçün elektron səhifə

Elektron müsabiqə

Sabahın alimləri

Saat

<$

Успехи образования Азербайджана


В статье рассматриваются вопросы подготовки учителей и учащихся к использованию информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе, которая осуществляется в Азербайджане с помощью международной программы
«Intel Образование для будущего».

У статті розглядаються питання підготовки вчителів та учнів до використання інформаційно-комунікативних технологій у навчальному процесі, що здійснюється в Азербайджані за допомогою міжнародної програми
«Intel Освіта для майбутнього».

The article deals with the training of teachers and students to use information and communication technologies in the learning process, which is carried out in Azerbaijan with the help of the international program
«Intel Education for the Future».


«Чудеса творят не компьютеры, а учителя».
(Крейг Барретт, председатель совета директоров Intel)

Благополучное будущее каждого государства во многом зависит от уровня образования в нем. Практика показывает, что развитие страны зависит не только от ее природных ресурсов, но и от человеческого капитала, который является движущей силой общества. По данным авторитетных международных организаций, в высокоразвитых странах удельный вес образования среди воздействующих на развитие страны факторов составляет примерно 70 процентов, а это значит, любые средства, вложенные в развитие главного богатства государства - образование собственных граждан - многократно окупятся поступательным развитием экономики во всех направлениях [5].
Поэтому большинство современных государств придают первостепенное значение подготовке высококвалифицированных специалистов, повышению качества и уровня образования в целом, в том числе и Азербайджан, который делает вполне успешные шаги в области развития системы образования. И хотя во многих направлениях в Азербайджане еще остается целый ряд серьезных проблем, уже заложена основа и началось поступательное движение в этом направлении.
После подписания Азербайджаном Болонской декларации перед страной стоит важная задача в рамках этого важного документа - приведение своей системы образования в соответствие с европейскими стандартами. В связи с этим в Азербайджане уже несколько лет проводится системная работа по внедрению новых современных стандартов в соответствии с Болонским процессом.
Одним из важных факторов успешного продвижения на пути реформирования является использование информационно-коммуникационных технологий в системе образования, что играет важную роль в деле повышения эффективности обучения и подготовки высококвалифицированных специалистов во всех сферах общественной жизни. Еще в 1999 году была сформулирована 10-летняя программа реформирования образования, в соответствии с которой предполагается осуществить ряд изменений, связанных с введением новых учебных планов и интегрированных учебных программ, компьютеризацией обучения, внедрением в образовательную систему новых мультимедийных технологий.
Интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) имеет огромное влияние на все сферы человеческой деятельности. В этой связи политика развития ИКТ- потенциала относится к числу приоритетных во многих странах мира и, в том числе, в Азербайджане. Правительство Азербайджанской Республики уделяет огромное внимание вопросам применения современных компьютерных технологий и систем компьютерного управления на всех уровнях государственного управления. Основная цель формирования и эффективного использования государственных ресурсов научно-технической информации, их интеграция в мировое информационное пространство, создание рынка информационной продукции и услуг.
Одной из важных функций является реализация государственной политики в области информационного обеспечения образовательной и научной инновационной деятельности. В связи с этим, в Азербайджане начался процесс активного внедрения ИКТ в систему высшего образования. Так, в рамках Государственной программы по информатизации системы образования в Азербайджане, в последнее время активно обсуждаются педагогические и технологические аспекты применения ИКТ в образовании, рассматривается система мотивации по их использованию работниками этой сферы. 17 февраля 2003 г. было подписано распоряжение Президента АР «Об утверждении национальной стратегии по информационным и коммуникационным технологиям во имя развития Азербайджанской Республики (2003-2012 годы)». Далее в рамках Государственной программы информатизации системы образования на 2008-2012 годы, подготовленной Министерством образования Республики Азербайджан при участии международных экспертов, предусматривалось поэтапная реализация широкомасштабного проекта, в соответствии с которым информатизации подлежали не только школы, но все образовательные учреждения страны. Программа должна была способствовать максимальному использованию ИКТ в образовательных учреждениях Баку, Абшерона и Сумгаита [1].
Госпрограмма по реформированию системы образования на 2008-2012 гг. включала в себя несколько важных компонентов, которые сыграли важную роль в процессе информатизации образования. Среди них важнейшим моментом было решение о том, что особое внимание необходимо уделить подготовке учителей и преподавателей, способных использовать новые современное технологии в учебном процессе, а также переподготовке преподавательского состава. Правительство Азербайджана, поддерживая проведение программы, включило обучение учителей в качестве составной части этой программы. В первую очередь, в этих рамках начались тренинги учителей для внедрения информационных технологий в систему образования. Другими словами, преподавателям разных предметов с использованием международных учебных методик прививались навыки по практическому применению информационных технологий в обучении. В настоящее время такие тренинги прошли уже тысячи учителей.
Серьезным успехом Азербайджана в этом смысле является присоединение к программе Intel "Обучение для будущего", разработанной американскими авторами из Института компьютерных технологий и направленной на скорейшую подготовку учителей школ к организации эффективной учебной работы на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Начиная с 2003 года, многие страны присоединились к этой программе, поэтому курс адаптировался применительно к образовательным системам различных стран и регионов. Более чем в 70 странах 10 млн. учителей получили знания по программе INTEL. В процессе сотрудничества с корпорацией университеты совершенствуют учебные планы, включая в них новейшие сведения из области компьютерных технологий, совместно разработанные курсы дают представление о проектировании СБИС, беспроводных коммуникациях, многопоточных вычислениях, инструментах и технологиях параллельного программирования и высокопроизводительных вычислений, микроэлектронном производстве, нанотехнологиях, технологии корпусирования.
В соответствии с этим, данная программа была адаптирована и в настоящее время успешно внедряется в Азербайджане. В большинстве регионов, участвующих в программе, курсы INTEL включаются в качестве модуля в программу курсов повышения квалификации учителей. Обучаясь по программе Intel "Обучение для будущего", преподаватели повышают свою квалификацию и продвигаются в области использования новых педагогических и информационных технологий в учебном процессе. Как сообщил координатор программы Intel «Обучение для будущего» в Азербайджане Теймур Мамедов, тысячи школьных учителей и студентов педагогических ВУЗов стали выпускниками программы Intel «Обучение для будущего» в Азербайджане. Уже к концу 2008 г. в Азербайджане в рамках указанной программы активно работало 45 школ, один колледж, три университета и Бакинский институт усовершенствования учителей. За два учебных года были проведены около 650 тренингов в Баку, Сумгаите, Ленкорани и Закаталах. «Использование современных компьютерных технологий должно не только помогать ученикам заучивать готовые данные, но, в первую очередь самостоятельно мыслить, анализировать полученные знания, использовать разные ресурсы, свободно излагать свои мысли», - сказал Т. Мамедов [7].
Ведущая идея Программы - эффективное комплексное использование информационных и образовательных технологий в классе с целью развития у учащихся ключевых компетентностей, основанных на ценностях, знаниях и умениях, необходимых человеку в 21 веке, но в первую очередь подготовка учителей, способных обеспечить такое развитие своих учеников и студентов. “Мы должны дать студентам и школьникам все необходимые знания и умения для построения успешной карьеры в будущем. Но, прежде всего, этими знаниями мы должны обеспечить преподавателей, чтобы они могли передать опыт и умения учащимся. Чтобы от них исходил первоначальный толчок в будущих изменениях в подходах и методах образования” - сказал председатель Совета Директоров корпорации Intel Крэйг Барретт [6].
Основные направления программы:
• Повышение квалификации учителей в области современных образовательных и информационных технологий
• Активное внедрение социальных сервисов Web2.0 в учебный процесс и формирование на их основе сетевых сообществ учителей и учащихся
• Дистанционное обучение учителей и студентов
• Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся на основе
современных мобильных технологий
• Обучение по модели “1 ученик: 1 компьютер”.
Курс INTEL "Обучение для будущего"состоит из 12-ти модулей, рассчитанных на 48/64 аудиторных занятий 20 часов самостоятельной работы, при изучения которых учителя разрабатывают учебный проект, в котором особое внимание уделяется исследовательской деятельности учащихся и используются современные образовательные технологии. Главным в программе является развитие навыков мышления детей, формирование у них навыков в XXI века и жизненных компетентностей, необходимых для жизни в уловиях нового типа экономики, экономики знаний. Под термином "навыки XXI века" понимаются следующие умения и навыки:
- умение решать проблемы
- навыки критического мышление
- умение отстаивать свою точку зрения, убеждать
- умение работать в проектах, в командах
- умение эффективно работать с большим количеством информации
- умение эффективно общаться, вести переговоры
- умение презентовать свои результаты
- ИКТ грамотность и многие другие навыки, освоение которых поможет детям быть успешными в жизни
Поскольку целью программы является освоение учителями инновационных технологий преподавания и эффективного использования компьютеров и Интернета в школе, то она является актуальной также и для студентов педвузов, поскольку способствует формированию у будущих педагогов современных базовых компетенций. Преподаватели и студенты вузов имеют возможность участвовать в разработанных совместно с руководителями конкурсах и проектах. Большое внимание при обучении уделяется качеству, для чего ежегодно проводится добровольная сертификация тьюторов. В практике корпорации – проведение конференций, на которых тьюторы учатся, обмениваются опытом, а также дистанционное повышение квалификации специалистов по обучению. Отличительной особенностью программы Intel «Обучение для будущего» является активная послекурсовая поддержка выпускников Программы. Она осуществляется через организацию различных тренингов, семинаров, конкурсов, конференций, олимпиад, в т.ч. в дистанционной форме.
Основные идеи программы:
• Непрерывность профессионального развития.
• Открытость и повсеместность обучения.
• Включение в практику учителей технологий личностно-ориентированного и деятельного обучения.
• Опора на государственные образовательные стандарты и стремление к разнопрофильному обучению.
• Развитие умений и качеств человека XXI века.
• Использование мобильных технологий.
• Учет целесообразности использования ИКТ.
• Отношение к учителю как организатору, помогающему выстраивать индивидуальные траектории обучения.
Анализ результатов участия азербайджанских учителей в программе показал, что 98% участников программы положительно оценивают содержание и качество проведения тренингов, а также рекомендуют эту программу своим коллегам. Абсолютное большинство участников (от 80% до 90%) считают, что тренинг учит новым методам, которые можно использовать в педагогической работе, демонстрирует эффективность использования компьютерных технологий.
Следует отметить, что самыми результативными этапами тренинга являются создание ученической мультимедийной презентации, ученической публикации, реализация учебных проектов с применением компьютерных технологий. Проекты азербайджанских учителей, прошедших обучение по данной программе и участвовавших на Европейском Форуме Инновативных Учителей 2009 года, проходившем в австрийской столице в городе Вена, вошли в первую десятку среди 60 образовательных проектов в номинациях «Инновации в содержании» и «Инновации в партнерстве». На Европейском Форуме Инновативных Учителей, проводимом корпорацией Microsoft, приняли участие более 200 учителей из 40 стран мира. Проекты азербайджанских учителей, получивших хорошую возможность для общения с учителями других европейских стран в рамках Форума, вызвали особый интерес у делегаций Хорватии и Болгарии. Согласно достигнутому соглашению азербайджанские проекты будут распространяться в системе образования Хорватии и Болгарии.
Результаты проведенного анализа показывают, что на сегодняшний день благодаря программе в отечественной системе образования активно формируются новые виды учебной деятельности, характерные для современной информационной среды, которые значительно повышают эффективность самостоятельной работы учащихся, предоставляют им новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют учителям реализовать принципиально новые формы и методы обучения.
Вместе с тем, несмотря на положительные сдвиги и тенденции в развитии ИКТ в высшем образовании, иногда практическая реализация программ и проектов в этой сфере сталкивается с существенными проблемами. Часть этих проблем имеет общий для всех стран характер. К ним можно отнести: трудности работников образовательной сферы, как и большинства людей, приспосабливаться к быстрым изменениям в информационном обществе из-за их психологической, общественной и профессиональной (с точки зрения знаний в ИКТ) неподготовленности; повышение требований к гибкости, мобильности и приспосабливаемости системы управления образованием, учебными заведениями в условиях быстрых изменений; трудности в поддержке, а тем более, в повышении качества образовательных услуг при быстрых изменениях содержания и технологий обучения; усложнение оргазации и ведения образовательной деятельности в условиях жесткой конкуренции как в пределах одной страны, так и между университетами и образовательными системами разных стран. Часть проблем имеет внутренний характер, возникающих из-за недостаточного финансирования государственных программ/проектов, направленных на развитие ИКТ в образовательной сфере; не достаточно эффективного управления этими программами/проектами и контроля за внедрением полученных результатов; недостаточного уровня исполнительской дисциплины на государственном уровне по выполнению принятых решений - законов, указов, постановлений [5].
Однако, мы уверены, что образовательные программы Intel будут и в дальнейшем способствовать модернизации образования в Азербайджане. Школьники и учителя как в центре, так и в регионах смогут активно участвовать в развитии единой образовательной среды посредством своего творчества, учебных исследований и междисциплинарных проектов и внедрение информационных технологий позволит качественно изменить национальную систему образования.


Литература:
1. Государственная программа по информатизации системы образования в Азербайджане в 2008—2012 годах.
2. Государственная Программа по реализации национальной стратегии развития науки в Азербайджанской Республике на 2009-2015 гг..
3. Государственная программа по информатизации системы образования на 2013-2020 годы"
4. Индикаторы инновационной деятельности: Статистический сборник. М., 2009.
5. Применение ИКТ в высшем образовании стран СНГ и Балтии: текущее состояние, проблемы и перспективы развития. Аналитический обзор / СПб.: ГУАП, 2009. -160 с.
6. Обучение для будущего в Азербайджане.// http://letopisi.org/index.php
7. INTEL и Минобразования Азербайджана // http://xronika.az/1400-intel-i-minobrazovaniya-azerbajdzhana-predstavili.html




Blog müəllifi

Yeniləşən məktəblər

Yeniləşən məktəblər

Məqalə-1

Məqalə-2

Məqalə-3

Məqalə-4

Yeniləşən məktəblər

Yeniləşən məktəblər

Yeniləşən məktəblər

Yeniləşən məktəblər

Yeniləşən məktəblər

Qan yaddaşi

.